Пасхальная ярмарка. Праздник кулича.
Проповедь отца Виктора на Сретение Господне
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сретение Господне ‑ это момент встречи и разлуки двух Заветов – Ветхого и Нового.
Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, "чтобы представить пред Господом" и совершить положенные обряды. И здесь мы встречаем еще двух свидетелей Боговоплощения. Уже были пастухи, были волхвы. Теперь старец Семион, "муж праведный и благочестивый", которому "было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня". Вспоминается сегодня еще одна свидетельница пришествия Христова, "Анна пророчица, достигшая глубокой старости, вдова, лет 84, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь".
Мудрый книжник и простая труженица храма. Как ранее: ученые волхвы и простые пастухи. Мы видим, что книжная наука и подвиг поста и молитвы, честное выполнение своего простого дела - все сходится у яслей Спасителя. И тут все равны: нет ни большего, ни меньшего, не престижного, ни низкого, никто не возвышается ни над кем.
Евангелист Лука подробно повествует о старце Семионе, о том как он встретил и принял в свои объятия Богомладенца Христа. Ведь это не случайная встреча, многие встречали на улицах Иерусалима руконосимого Младенца Иисуса, но однако только один Семион принял в объятия и оказался Богоприимцем.
Старец Семион это не простой религиозный еврей, это религиозный гений, муж праведный, благочестивый, в нем Дух Святый, вся Ветхозаветная праведность это духовная культура еврейского народа дожила до Христа, мало того она порадила целый ряд религиозных гениев: это Мария - Богоматерь, Семион - Богоприимец, Иоанн Предтече и другие. Но среди них именно Семион является олицетворением всего Ветхого Завета. Богоматерь, рожденная в Ветхом Завете, но с нее уже начинается Новый Завет, креститель Иоанн - рожден в Ветхом Завете, но он имел особое назначение - готовить путь Новому Завету, но старец Семион - весь в Ветхом Завете, он только дожил до Христа, чтобы увидеть Его, явить Ему свою веру и заключить Его в свои объятия. Он не может жить дальше и молится Христу: "Ныне отпущаеши раба твоего Владыко..." и уходит в вечность - а с ним уходит и Ветхий Завет и закон.
Возвращая младенца матери Семион пророчески изрек "Се, лежит Сей на падение и на восстание многим в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34). И действительно, отвергшие Христа во истину обрекли себя на падение. Многие соблазнились относительно Миссии и впали через неверие в ожесточение и погибель, а многие другие восстали через Веру в Него к новой лучшей жизни.
Святой Модест Иерусалимский говорит что Христос лежит на падение греха, восстает для праведности и является знамением пререкаемым для убийц Господа иудеев, которые говорили что если ты Сын Божий, сойди с креста и мы в Тебя уверуем.
Семион пророчески предрек Марии не легкую материнскую судьбу, сказав: "и тебе самой оружие пройдет душу"(Лк. 2:35), когда она станет свидетельницей крестного пути своего Божественного Сына.
Смысл этого праздника в том, что по примеру Матери Божией все матери-христианки после таинства крещения и миропомазания приносят своих детей в дар Богу. Это величайший момент в жизни ребенка. Мать получает очистительные молитвы, а ребенок посвящается Богу или иначе - воцерковляется. Когда священник воцерковляет ребенка он крестообразно возносит его перед царскими вратами во Имя Святой Троицы и этим призывает небесную церковь во свидетельство того, что новый человек родился в церкви земной для благодатной жизни в царстве небесном.
Это великий детский праздник - сретение Господне. Наша обязанность помнить это событие, наше воцерковление помнить что с детства мы были принесены в храм и отданы на служение владыке Христу.
Пусть наша встреча с Богом обновит наше истлевшее грехом естество, вселит в наши души и сердца, дух разума и благочестия, дух частоты и кротости, дух милосердия и праведности. И как сказал святой Исаак Сирин: "не за труды, не за подвиги дает Бог благодать человеку, но за происходящее от них смирение и чистоту". Ты подвизаешься, все делаешь, стараешься, а вместе с этим растет твой внутренний духовный фарисей: "я не такой, как прочии человецы"(Лк. 18:11). Грош цена всем твоим подвигам, если вместе с ними не возрастает сердце смирения. Святитель Филарет митрополит Московский спрашивал людей во время проповеди: " знаете что нам надо для того, чтобы Бог был с нами?" и отвечал: "для этого надо, чтобы мы были с Богом".
Всем Вам желаю чтобы во все дни нашей жизни мы были с Богом, а Бог будет с нами. Аминь.